Справа в челюсть? Вроде рановато. Неудобно — первая игра.
B.C. Высоцкий
Достаточно вооружившись теорией, теперь мы можем не удивляться затейливому ходу шаров и обоснованно толковать о том, почему их движение происходит так, а не иначе. Мы даже можем красиво стоять (со слегка склонённой головой) у бильярдного стола, живописно держа кий, нацеливая его на шар. Теперь, как писал В. Борах-востов: «Наша задача — не объяснять с научной точки зрения технику бильярдного спорта, а помочь начинающему спортсмену понять, как надо ударить кием по битку, чтобы он, стукнувшись о шар, сбил его в лузу». Рассматривать каждый удар так, как это делал Кориолис, едва ли возможно. Да, и незачем. Игра требует другого: обострённого восприятия, интуиции, быстроты и согласованности в движениях. Игру надо «поймать», и «вести» её. Анализировать, и размышлять по поводу того или иного эпизода надо до, или после игры. Играя же, надо играть.
Изящный анализ, предпринятый Кориолисом, позволяет нам заранее знать характер движения шара, направление его финального хода.
В зависимости от стоящей перед бильярдистом задачи он выбирает как и куда ему бить.
На практике из всех возможных ударов кием за основные приняты девять ударов, которые различаются направлением смещения точки удара от центра шара Они прекрасно и многократно описаны. Их иллюстрации можно найти в Интернете. Стандарты тем и хороши, что в них нет разнообразия. Нюансы при их исполнении позволяют добиваться любых возможных результатов. На рис. изображен шар с указанием этих точек.
1. Клапштос — удар в центр шара, точку №1 (без вращения).
При ударе горизонтальным кием, свои шар получает только поступательное движение вперед и, столкнувшись с противоположным шаром, остановится на месте. Играемый шар после столкновения движется в том направлении, какое вы ему предопределили. При кажущейся простоте, выполнить такой удар на большом рас¬стоянии новичку удаётся не всегда, тогда как вблизи он получается довольно легко.
Нелишним будет знакомство с комментариями бывалых игроков.
«Клапштос — основной удар. Он эффективен, красив и результативен. Но труден! Особенно если биток стоит, плотно прижавшись борту.
Нанести клапштос, «отковырнув» биток от борта кием, удается только спортсменам высшего класса, ибо точка № 1 в этом случае не видна. Удар приходится наносить необычно, не так как принято, держа кий параллельно плоскости стола, а задирать его толстый конец как можно выше, чтобы коснуться наклейкой точки, наиболее близкой к №1.
Клапштос часто применяется в тех случаях, когда шар, подлежащий кладке, стоит очень близко от лузы, особенно средней, а биток находится от него по прямой линии на почтительном расстоянии.
Этот удар хорош еще и в тех случаях, когда спортсмен хочет поставить своего партнера в трудное положение или когда игра свелась к последнему шару.
На столе получилась такая композиция, что играть шар опасно: можно подставить. Тогда спортсмен наносит клапштос. Биток остается на месте встречи с другим шаром, скажем, посередине стола, а играемый шар, получив от него силу и направление движения, откатывается к короткому борту, и если удар хорошо рассчитан, то шар даже прижимается к борту, и партнер, таким образом, будет поставлен в трудное положение,.ибо он вынужден играть шар дуплетом в угол (то есть направить его в борт бильярдного стола с таким расчетом, чтобы, отразившись от борта, он попал в лузу). А такой удар чреват неприятными последствиями: шар может подставиться под угловую лузу.
Трудность исполнения клапштоса пропорциональна расстоянию между шарами.»
Остальные восемь ударов носят общее название эффе. Их особенность, как мы уже знаем, в том, что после удара свой шар, кроме поступательного переносного движения центра шара, приобретает еще и относительное вращательное движение по отношению к центру.
2. Накат — удар в верхнюю точку № 2 строго над центром битка (вращение вперед).
Когда необходимо, чтобы свой шар после столкновения с противоположным продолжил движение вперед, используют накат. Для этого наносится удар в верхнюю часть шара, обозначенную на рисунке выше точкой 2. При этом свой шар, двигаясь поступательно, после столкновения с противоположным шаром, покатится вперед.
Этот удар накатом прост в исполнении и всегда удаётся.
Накат, как и клапштос являются наиболее легкими Ударами. Удар по верхней точке, лежащей на центральном меридиане шара, не представляет сложности, лишь бы наклейка кия была хорошо натерта мелом. В противном случае произойдет неприятность, обозначаемая неприятным словом «кикс», и шар пойдет совсем не в том направлении, в каком вам хотелось бы. Если играемый шар «застрял в лузе», биток, посланный «накатом», сбивает его в лузу и следом неминуемо падает сам.
3. Оттяжка — удар в нижнюю точку № 6 строго под центром битка (вращение назад).
Эффект такого удара, противоположен эффекту наката: свой шар после удара покатится назад. Такой удар, как впрочем, и любой тонкий «эффе», требует тщательности в исполнении, и выглядит красиво. Перед исполнением необходимо хорошо подготовить инструмент. Проще говоря, во избежание кикса намелить наклейку.
Эти первые три удара совершаются в вертикальной плоскости, проходящей через центр шара, поэтому клапштос, накат и оттяжку считают простыми ударами.
Если же вертикальная плоскость удара не проходит через центр шара, то после столкновения с противостоящим шаром свой покатится вправо или влево. Это те самые удары, которые принято называть «французскими».
4. Правый боковик — удар в точку № 4, вправо от
центра битка (вращение вправо — против часовой стрелки).
Шар получает два рода движения: вперед и вращательное вокруг вертикальной оси. Такой удар наносится в тех случаях, когда надо «срезать» играемый шар в лузу. Вращаясь вокруг вертикальной оси, свой шар заставляет шар-мишень двигаться не только в сторону, но даже несколько назад, что и дает возможность опытному спортсмену положить в лузу, казалось бы, «немыслимый» шар.
5.Левый боковик — удар в точку № 8, влево от центра битка (вращение влево — по часовой стрелке).
Действие данного удара аналогично предыдущему, только свой шар получает вертикальное вращение по часовой стрелке, и после столкновения с противостоящим шаром пойдет влево.
Осталось рассмотреть ещё четыре удара. Они носят название комбинированных, и считаются сложными. Хотя, для того, кто наносит удар, абсолютно безразлично, в какую из 9-ти указанных точек, будет нацелен кий. Эти удары придают шару эффекты, комбинированные из эффектов наката или оттяжки с эффектами боковых ударов. Поэтому их иногда называют боковой накат или боковая оттяжка.
6.Верхний правый боковик или накат вправо — удар в точку № 3, вправо и вверх от центра битка — (вращение вперед и вправо — против часовой стрелки).
После столкновения с противостоящим шаром свой покатится вправо и вперед.
7. Верхний левый боковик или накат влево — удар в точку № 9, влево и вверх от центра битка — (вращение вперед и влево — по часовой стрелке).
Последствия такого удара аналогичны предыдущему, только свой шар уходит влево и вперед.
8. Нижний правый боковик или оттяжка вправо удар в ТОЧКУ №5 вправо и вниз от центра битка (вращение назад и вправо - против часовой стрелки).
Получив такой удар, свой шар после столкновения с противостоящим, движется назад и вправо.
9. Нижний левый боковик или оттяжка влево — удар в точку №7 влево и вниз от центра битка — (вращение назад и влево — по часовой стрелке).
Следствия этого удара зеркальны по отношению к предыдущему.