ГРАММАТИКА БОЯ НА БИЛЬЯРДАХ БЕЗ ЛУЗ
Правила карамбольных игр
Карамболь — разновидность безлузного бильярда, и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.
Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары, лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) — «французские»— получили большое значение.
Оборудование:
столы: 4,5x9 футов; 5x10 футов (1382x2764 мм; 1536x3072 мм)
высота — 749 мм, безлузные с подогревом;
шары: вес 198-213 г, диаметр — 62 мм;
кии: вес — 480-520 г, длина — 1350-1500 мм.
Виды игр: «Открытая партия»; «Кадре 47/1»; «Кадре 74/2»; «Карамболь от одного борта»; «Карамболь от трех бортов».
Общие Правила
Расстановка шаров: используется 2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки. Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
Начальный удар: при выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шаров в любом порядке.
Условия игры: количество игроков — двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный.
Цель игры: набрать первым заданное количество очков — 30-60.
Счет: за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар — биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).
Отыгрыш: при отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия — фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.
Выставление шаров: выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята — на центральную точку).
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют, как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.
Биток вплотную к прицельному шару: в этом случае игрок имеет право:
1.Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную отметку;
2.Произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.
Неправильно выполненный удар в сторону от шара — ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
Биток вплотную к борту: если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
Однобортный карамболь
Правила игры: прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае — штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.
Трехбортный карамболь
Цель игры: первым набрать определенное количество очков (30-60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.
Результативный удар: если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
— если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
— если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
— если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.
Начальный удар: выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику, и очки не засчитываются.
Правила игры :
1.Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2.За выскочившие шары объявляется ошибка (фол); Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.
3. Штраф за нарушения: серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).
Открытая партия
Правила игры: игра ведется до 400-500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника — на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.
Особенности: в углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.
«Кадре 47/1»
Особенности: на столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.
Правила игры: В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.
«Кадре 74/2»
Особенности: стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль, 2 другие — параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.
(По материалам Федерации Бильярдного Спорта России.)
Карамболь три шара
Французская трехшаровая партия карамболь.
Цель игры: Сделать оговоренное предварительно число карамболей (обычно 25, цена одного карамболя — 1 очко).
Используемые шары: Игра ведется тремя шарами: красный шар, белый шар являющийся битком одного партнера и белый шар — биток другого.
Расстановка шаров:
1-й вариант: белый шар начинающего партию (шар 1) ставится на переднюю отметку, красный шар (шар 2) на центральную, белый шар противника (шар 3) на заднюю отметку.
2-й вариант: белый шар 1 на любое место в доме, красный шар 2 на заднюю отметку, белый шар 3 на переднюю отметку.
Начальный удар: Первая партия начинается по жребию, следующие — по очереди. Начинающий игру должен белым шаром 1 попасть сразу только в красный, то есть делать карамболь от красного.
Ведение игры: Каждый игрок «своим» шаром белого цвета ударяет по красному шару, с тем чтобы после столкновения биток обязательно соприкоснулся с белым шаром партнера. Удары одного игрока продолжаются до тех пор, пока выполняется это условие (т.е. делаются карамболи) и не случится ошибки, после чего право удара переходит к партнеру.
Если шар играющего станет плотно к другому (тушует его), то шары расставляются на свои места и удар к сопернику не переходит. Если играющий не желает расставлять шары, он имеет право делать карамболь на выбор:
— от борта или бортов;
— особым ударом: «свой» шар должен отойти от тушуемого им шара не касаясь борта, вернуться обратно и сделать карамболь;
— от шара, который не тушуется. Продолжительность игры: Играют до оговоренного числа очков. Кто наберет их раньше, тот считается выигравшим, а партия оконченной.
Запреты: Игра мазиком, с машинкой запрещается.
Окончание игры: Партия может окончиться выигрышем иди проигрышем.
Фора: Фора дается количеством очков: 1, 2, 3 и т. д.
Штрафы за нарушения: Если играющий сделает промах, выбьет «свой» или другой шар за борт, сделает «пропих» шара, потушует «свой» или другой шар, то штраф не взимается, а удар переходит к партнеру.
|